Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

  1. Главная
  2. /
  3. Италия
  4. /
  5. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие – одна из главных достопримечательностей Милана. Тут хранится фреска Тайная вечеря, легендарная работа Леонардо да Винчи. В 1980 году церковь Санта-Мария-делле-Грацие и Тайная вечеря были причислены ко Всемирному наследию Юнеско.

В 1460 году граф Гаспаре Вимеркати, кондотьер войск Сфорца, пожертвовал Доминиканскому ордену монастыря Сант-Аполлония в Павии участок земли в Милане. На территории находились две небольшие постройки: в одной расположились войска Вимеркати. Другая представляла собой часовню с фреской с изображением Мадонны делле Грацие, то есть Девы Милосердия. Монахи должны были возвести на этом месте церковь и монастырь, который назывался бы Санта-Мария-делле-Грацие.

Начало строительства

В 1463 году под руководством архитектора Гуинифорте Солари начались работы по строительству Монастырского комплекса. Возведение монастыря, а точнее главных его частей, было завершено в 1469 году. Церковь — в 1482 году.

Примерно в 1492 году герцог Миланский Людовико иль Моро приказал начать работы по расширению и перестройке базилики, спроектированной Гуинифорте Солари и завершенной лишь десятью годами ранее. Людовико хотел превратить церковь и комплекс Санта-Мария-делле-Грацие в семейную усыпальницу. Сделать их мощным символом своей власти, просвещения и поощряемого им меценатства.

Достопримечательность Милана - Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Расширение Церкви в стиле Ренесанс

Проекты по расширению церкви с постройкой больших полукруглых апсид и величественной трибуны приписывают авторству Донато Браманте, который в конце века служил при дворе Моро в качестве архитектора и герцогского инженера.

Это архитектурное вмешательство как нельзя лучше отражает идеалы эпохи Ренессанса, основанные на математической гармонии и четких геометрических формах. Они присущи Браманте и в других сооружениях, спроектированных в Милане. Например, в Базилике Святого Амвросия и церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро, а также просматриваются в его римских работах, созданных уже в XVI веке. В частности, проект восточной части церкви Санта-Мария-делле-Грацие, разработанный Браманте, предусматривает модульные пропорции, основанные на идеальной форме круга.

Вдоль каждого из боковых нефов церкви расположены по семь капелл. Знатные миланские семьи использовали их, как усыпальницы и место для частных молитв. Капеллы были декорированы такими выдающимися мастерами, как Гауденцио Феррари, который расписал фресками капеллы Поклоняющейся Богоматери и Святого Венца. В последней находилась работа Коронование терновым венцом, написанная примерно в 1542 году Тицианом Вечеллио. Большая алтарная картина была изъята Наполеоном в начале XIX века. Сегодня она выставлена в Лувре.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие семейная усыпальница

Усыпальница Людовико Моро и его жены Беатриче д’Эсте, скончавшейся во время родов в 1497 году, выполнена Кристофоро Солари из белого мрамора и расположена в хоре Санта-Мария-делле-Грацие. В XVI веке она была перенесена в Павийскую Чертозу. Супруги изображены лежа, рядом друг с другом, в натуральный рост. Однако, Людовико умер во Франции, будучи в заключении короля Людовика XII, и там же был похоронен. Заветная усыпальница, о которой мечтал герцог, была разграблена французами. Сегодня от нее осталась одна лишь крышка, находящаяся внутри Павийской Чертозы.

В XVI веке в комплексе Санта-Мария-делле-Грацие разместился Инквизиционный Суд, которым управляли доминиканские священники. В 1785 году, когда Милан уже десятки лет находился под властью Габсбургов, суд был упразднен. Спустя столетие, в конце XIX века, миланский архитектор Лука Бельтрами отреставрировал комплекс. Он обнаружил древние следы фресок церкви XV века, которые были покрыты последующим декором. Кроме того, Бельтрами отреставрировал колокольню и построил новый клуатр, который называется клуатром Настоятеля.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Постройки монастыря

Монастырь состоял из трех корпусов с внутренним двором. Первый корпус изначально использовался войсками графа Вимеркати, а также служил лазаретом. В 1897 году он был снесен. Второй корпус известный как Большой Клуатр монахов. Третий назывался Клуатром Мертвых и находился близ древней Капеллы Милостивой Богородицы. Сегодня она соответствует Капелле Розария: последней капелле левого нефа церкви. Клуатр Мертвых был разрушен в результате бомбардировок 1943 года и был отстроен после войны. На восточную сторону двора выходили окна Капитулярного Зала и приемной. На северную — окна библиотеки, построенной Солари по образцу библиотеки Доминиканского монастыря Святого Марка во Флоренции работы Микелоццо ди Бартоломео. Западную часть монастыря и по сей день занимает трапезная. 

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие с тремя нефами воплощает ломбардский стиль раннего Ренессанса. Об этом свидетельствуют стрельчатые своды и фасад с двускатной крышей. Для возведения здания использовались местные материалы: обожженный кирпич (для кладки стен) и гранит (для капителей, декорированных листьями в коринфском стиле).

В ночь с 15 на 16 августа 1943 г. церковь и монастырь подверглись бомбардировкам со стороны антигитлеровской коалиции, в результате которых большая часть комплекса была разрушена. Был разрушен Клуатр Мертвых, библиотека и левая часть церкви. Трапезная тоже сильно пострадала, однако Тайная вечеря Леонардо, защищенная тяжелыми мешками с песком, чудом осталась нетронутой.

тайная вечеря Леонардо да Винчи

Тайная вечеря в церкви Санта-Марие-делле-Грацие

До наших дней в церкви сохранились лишь две росписи, украшающие короткие стороны зала: Тайная Вечеря Леонардо и Распятие работы Донато Монторфано. На западной стене располагается расписанный фресками орнамент. 

Тайная вечеря – шедевр Леонардо да Винчи, который находится в трапезной обители церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Фреска изображает последнюю трапезу Иисуса с его апостолами. Одна она стоит поездки в Милан. Тайная вечеря была заказана Леонардо от Людовика иль Моро. Фреска основана на эпизоде Евангелии от Иоанна 13:21 и изображает сюжет, когда Сын Божий объявляет, что он будет предан одним из его учеников. Работа Леонардо датирована 1495-1498 годами. Роспись богата смыслом, деталями, символикой и известна во всем мире. Является одним из шедевров итальянского Ренессанса.

Леонардо выполнил фреску по сухой штукатурке, такой способ росписи не долговечен. Фреска часто реставрируется. Пока есть возможность, непременно стоит посмотреть на этой своими глазами.

Адрес

Пьяцца ди Санта Мария делле Грацие, 20123 Милан (Piazza di Santa Maria delle Grazie, 20123 Milano MI, Италия)

Стоимость билетов

Вход в церковь Санта Мария делле Грацие – бесплатный.

Посещение Тайной вечери возможно только при обязательном бронировании, стоимость билета € 12,00. Билеты раскупают за 2-3 месяца до посещения. Позаботьтесь о приобретении заранее.

Здесь вы можете увидеть обновленные цены и доступность билетов.

Часы работы

Церковь открыта каждый день с 7:00 до 12:55 и с 15:00 до 19:30, в праздничные дни с 7:30 до 12:30 и с 15:30 до 21:00.

Туристические визиты могут проводиться в будние дни с 10:00 до 12:55 и с 15:00 до 17:55, в праздничные и воскресные дни, только днем ​​с 15:30 до 17:55.

Тайную вечерю можно посетить со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:45.

Билеты на Тайную Вечерю Леонардо да Винчи
Меню